17 ЯНВАРЯ

17 января 1960 года баржу «Т-36», на которой находились четверо солдат-срочников, унесло от Курильского острова Итуруп в открытый океан, в эпицентр мощного циклона. Экипаж судна, в составе младшего сержанта Асхата Зиганшина и рядовых Анатолия Крючковского, Филиппа Поплавского и Ивана Федотова, ночевал на барже. Вскоре после полуночи шторм оторвал швартовы, и баржа начала сноситься в океан. Военные не смогли вернуться к берегу и потеряли связь с базой из-за залива рации волной.

В первые дни экипажу было не до паники – необходимо было откачать воду, залатать полученную во время шторма пробоину и привести баржу в рабочее состояние. Только после этого была проведена ревизия продовольствия, и она не казалась безрадостной: немного крупы, ведро картошки, буханка хлеба, горох и банка жира. В качестве питьевой пришлось использовать ржавую воду из бака охлаждения двигателей. Было еще и несколько пачек папирос – в общем запасов на пару-тройку дней.

Но дрейф продлился куда дольше. Поначалу военные варили суп из картошки, круп и жира. 23 февраля им пришлось разделить последний паек. Кроме того, из найденной на судне старой газеты экипаж узнал, что в Тихом океане планируются ракетные испытания, из-за чего район будет закрыт для гражданских судов. Надежды на спасение оставалось все меньше. Попытки ловить рыбу подручными средствами ничего не дали. А к марту на судне было съедено все, чем можно было хоть как-то набить желудок: мыло, зубная паста, кожаные вещи.

Большую часть времени военные проводили, лежа на койках – вставать уже не было сил. Несколько раз на горизонте парни видели силуэты кораблей, но привлечь к себе внимание им было нечем.
7 марта 1960 года их случайно обнаружил американский авианосец Kearsarge. Точнее не сам авианосец, а летчик, патрулировавший местность и обнаруживший маленькую баржу, на которой лежали тела исхудавших, но подающих признаки жизни моряков.

Солдат спасли и доставили в Америку. Они получили свои пять минут славы, поучаствовали в нескольких пресс-конференциях и получили поздравительную телеграмму от Хрущева, который хвалил их за стойкость и выдержку. После встречи с советским послом в Америке фотографии моряков попали и в советскую прессу – на миг они стали знаменитостями и у себя на Родине.

Морякам выдали по 100 долларов, на которые они накупили в Америке подарков для родственников и друзей. Кроме того, мэр Сан-Франциско преподнес спасенным морякам символический ключ от города. Из Америки они на корабле вернулись в Старый Свет, откуда приехали в Москву. Героев встречал лично министр обороны Родион Малиновский, наградивший солдат орденом Красной звезды и подаривший всем часы.

Спасенные провели в море 51 день (однако Хрущев по ошибке назвал цифру 49 дней, и она закрепилась в качестве официальной) и почти вдвое потеряли в весе.

Тем не менее, все остались живы и со временем вернулись в форму. Вернувшись в СССР, советские «робинзоны» стали народными героями: про них сочиняли песни, писали книги и даже сняли фильм. Историки отмечают, что спасённые военнослужащие не были подготовлены к выживанию в подобных условиях, однако смогли проявить силу воли и совершить настоящий подвиг. По горячим следам Высоцкий написал про дрейфующую баржу песню, а вскоре вышел художественный фильм. В общем, до полета Гагарина в космос четверо чудом спасшихся солдат были главными звездами СССР. Потом, на фоне космической одиссеи, их подвиг забылся.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


4 × два =