РОЖДЁННЫЕ ДЛЯ ПОДВИГА

Новые страницы Великой Отечественной…

Хотелось бы начать с поздравления. Документальный фильм Галины Евтушенко – «Симоновы и Трошкины: двойной портрет в интерьере эпохи», о котором уже писала «ЛГ», вошёл в тройку номинантов на «Лучший документальный фильм года» престижной отечественной кинопремии «Золотой орёл». Поздравляем Галину Михайловну с этой номинацией, получаемой ею уже в шестой (!) раз, и желаем новой победы!

А между тем новый фильм заслуженного деятеля искусств России кинорежиссёра игрового и документального кино Галины Евтушенко снова начинает свою кинопрокатную судьбу премьерами в Третьяковской галерее и Доме кино.

Фильм называется «Сила слабых». Главные действующие лица – Зоя Космодемьянская и Вера Волошина. Обе героини – настоящие герои, простите мне этот невольный каламбур. Первая – Герой Советского Союза. Вторая – Герой России. Фильм об их духовной и нравственной, но отнюдь не физической силе. Название фильма – оксюморон – словно бы кричит нам об этом. Так в чём же сила самого фильма?

…Ставшая дежурной формулировка «Награда нашла героя» по-прежнему остаётся актуальной. Вопрос упирается только в сроки. Одних она находит быстро. Других догоняет десятилетиями, как это случилось с юной Верой Волошиной – ровесницей легендарной Зои Космодемьянской. Судьбы их схожи – совершив подвиг, обе трагически погибли в начале войны.

Зою награда нашла очень быстро. На месте её гибели оказался корреспондент «Правды», отправивший оперативную информацию в газету. О подвиге Тани – под таким именем она сражалась в диверсионной группе – вскоре знала вся страна. Девушка стала символом советской героической молодёжи, готовой отдать жизнь за родину. За победу над фашизмом.

Вера Волошина оказалась отрезанной от своих соратников и была повешена в деревне Головково 29 ноября 1941 года. Там её никто не знал.

Почти через 80 лет на одном из сайтов в интернете продавался фотоснимок с изображением повешенной на дереве девушки. И на нём надпись – 1941 год. Головково. За этот снимок зацепился рязанский историк Александр Никитин.

Дело в том, что многие военнослужащие вермахта имели фотоаппараты, а некоторые даже кинокамеры. Снимали всё подряд, то есть вели своего рода дневник событий. Со временем снимков с Восточного фронта накопилось огромное количество. Но после капитуляции Германии обнародовать их было опасно. Выбрасывать педантичные немцы тоже не собирались. Так и лежали эти документы суровой эпохи под спудом в комодах и сундуках, на чердаках и в подвалах.

Постепенно ситуация в Германии менялась. Представители новых поколений не то чтобы не стыдились агрессивных действий своих предков. Они начали проявлять к ним неподдельный интерес. Заурядные снимки военных лет перешли в статус раритетов. Их извлекали на свет божий, тиражировали, публиковали, комментировали, продавали. Люди дотошно разглядывали старые кадры, искали и при случае находили знакомых. Но определить место и время действия зачастую не могли.

Об этой кропотливой работе на премьере нового документального фильма «Сила слабых» рассказал сценарист Александр Никитин. Мозаичная картина военных лет постепенно дополнялась новыми штрихами. В конце 50-х годов имя Веры Волошиной было возвращено миру, но никаких визуальных доказательств её гибели не существовало. Где-то в начале перестройки были обнаружены фотографии, связанные с гибелью в подмосковной деревне Головково Веры Волошиной, её героической жизнью. Девушка добровольно вошла в диверсионную группу, вела подпольную работу, поджигала дома, убивала фашистов, взрывала вражескую технику. Она брала на себя ответственность за судьбу народа, своей родины. Но… Авторы фильма искусно ведут зрителей через киноповествование, превращая его почти в детективную историю, в основе которой лежит наша личная, семейная память. Особенно интересна вошедшая в фильм хроника. Смеющиеся лица молодых москвичей, отправляющихся на фронт по велению сердца и не задумывающихся в тот момент о том, какова будет цена Победы. Галина Евтушенко много и плодотворно работает в архивах. Она наполняет картину такими портретами и лицами, которых мы не видели прежде в других документальных фильмах. Мастер умеет удивлять!

Вера Волошина попала в лапы гитлеровцев. Не немцев, французов – солдат французского полка, воевавших на стороне нацистов. На территории Советского Союза они проявляли особую жестокость. Именно французы из добровольного легиона борцов против большевизма, стоявшие в Головкове, казнили юную Веру Волошину. На мой взгляд, открытие авторами этой неизвестной широкому зрителю страницы битвы под Москвой особенно удалось в фильме. Когда-то Павел Басинский написал о Галине Евтушенко, что она открывает «жемчужины исторических фактов». Лучше не скажешь. «Двойной портрет в интерьере эпохи» стал визитной карточкой режиссёра, начиная с самого первого её фильма «Горе уму» – исторической фрески об Эйзенштейне и Мейерхольде. Напомним, что и этот фильм был в тройке лучших документальных фильмов года.

Но вернёмся к героиням фильма. Повесили девушку на старой иве, которую сравнительно недавно из-за ветхого состояния спилили коммунальщики. Теперь на месте казни появился мемориал. А музей Зои Космодемьянской в Петрищеве находится почти что рядом. Несправедливые, с моей точки зрения, нападки на Зою Космодемьянскую уходят в прошлое.

В картине Галины Евтушенко, пронизанной бережным отношением к истории вообще и к истории битвы под Москвой в частности, поднимается вопрос о том, что мы, и не только мы, можем атрибутировать и вводить в научный оборот сведения из новых исторических источников, из фото- и киноматериалов, появляющихся как грибы на просторах интернета. Искренний и проникновенный фильм с музыкой известного современного композитора Романа Львовича завораживает зрителей своей интонацией и достоин быть показан по всей стране в средних и старших классах, школьникам и студентам, детям войны и ветеранам. Этот фильм стал и продолжает быть одним из сильных, весомых доказательств мужества советской молодёжи, её не показного, а подлинного патриотизма, проявленного в тяжёлые для нашей страны годы.

P.S. Фильм взят в прокат Третьяковской галереей и показывается на постоянной основе в Малом зале Новой Третьяковки.

Александр ХОРТ

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


один + семь =