ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ: ГНЕЗДО ВОЛЬНОСТИ И ТАЛАНТОВ

19 октября 1811 года открылась новая страница в истории Царского Села и всей страны. Принципиально новое учебное заведение – Императорский Лицей – принимало под свои своды 30 мальчиков, на которых император возлагал особые надежды. «Вы будете иметь влияние на благо целого общества, любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями», – такими словами их, двенадцатилетних, встречали в этот день в строгой торжественной обстановке в Большом зале.

Выдержавшие серьезные вступительные испытания, они с замиранием сердца принимали напутствия и готовились к новой жизни и обстановке, в которой им предстояло безвыездно провести следующие 6 лет.

Лицей, детище М.М. Сперанского – известного государственного деятеля, Александр I взял под свое покровительство. Это должно было быть закрытое учебное заведение, доселе не имевшее аналогов, для «подготовки юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Местоположение было выбрано не случайно – Великокняжеский флигель Екатерининского дворца, в непосредственной близости к государю.

Жизнь в стенах Лицея

«Правила внутреннего распорядка» гласили: «Все воспитанники равны, как дети одного отца и семейства, а потому, никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было. Если кто замечен будет в сем пороке, тот занимает самое нижнее место по поведению, пока не исправится. Воспитанники должны жить между собою мирно и дружелюбно. Никто не должен обижать другого каким бы то ни было образом, словом или делом».

Такие принципы не могли не принести плодов, и Лицей воспитал в своих стенах целую плеяду выдающихся деятелей науки, культуры, искусства, политики. За 32 года его существования 286 человек встало на благородный путь служения Отечеству на воинской или гражданской службе.

Самым известным воспитанником Лицея стал А.С. Пушкин. Только в годы учебы он написал здесь около 130 стихотворений. Проявляли способности к поэзии и сокурсники поэта А.Д. Илличевский, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер, М.Л. Яковлев. Соперничества в успехах между ними не было, друзья наоборот всячески приветствовали развитие талантов друг друга. Увлечение литературой вообще было характерно для лицейской среды. Лицеисты сами в свободное время выпускали рукописные журналы, где размещали стихи, басни, эпиграммы, карикатуры. Некоторые из них появлялись затем и в печати.

Свободного времени было немного, распорядок дня лицеистов был четко расписан по часам: с шести утра и до десяти вечера. Занятия длились целый день, учебные часы обязательно перемежались прогулками, домашних заданий не было, в свои комнаты позволено было подниматься только после вечерней молитвы. Праздное времяпрепровождение было исключено, зато за 6 лет обучения постигалась и школьная программа, и полный университетский курс.

Такой подход в образовательных кругах часто не находил понимания, считалось, что 6 лет — слишком малый срок для глубинных познаний. Однако другого мнения придерживался первый директор Лицея – В.Ф. Малиновский. Будучи человеком прогрессивных взглядов, широко образованным, он считал, что строгость и дисциплина принесут ожидаемые плоды. С воспитанниками он проводил много времени, лично устраивал для них чтения, прогулки, принимал у себя в доме.

А. Илличевский с гордостью и благодарностью писал: «Благодаря Бога, у нас по крайней мере царствует с одной стороны свобода… с начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся». Такая же атмосфера тепла, доброжелательности и дружбы царила и в отношениях с наставниками.

Особенно тесным общение воспитанников с педагогами стало в период войны 1812 года. В феврале в поход выступает Лейб-гвардии гусарский полк, квартировавший в Царском Селе. Затем всю весну и лето почти каждый день мимо Лицея по Садовой улице к западной границе империи в военный поход идут гвардейские и армейские полки, ополченцы. Лицеисты прямо с занятий выбегают на улицу, чтобы проститься с ними. В газетной комнате профессора со студентами обсуждают опубликованные в журналах статьи и заметки.

Быт лицеистов зависел от успехов в учебе. Высокая оценка позволяла занимать лучшие места в столовой и учебном классе. Как обычно, отличники сидели ближе к преподавателю, а самые непутевые юноши стремились к галерке. Система оценивания отличалась от современной: лучшей оценкой считалась единица, а вот четверки ставили за посредственные знания. Тем, кто совсем не выучил урок, ставили «ноль». Известно, что Пушкин не был успешен в точных науках, но на уроках французского языка и российской словесности неизменно занимал первые места.

Учебные кабинеты были оснащены всем необходимым для процесса обучения. Приборы для физического кабинета заказывались у лучших петербургских мастеров. Среди пособий были даже искусственные глаз и ухо. Кроме дисциплин, считавшихся основными (нравственные, словесные, исторические, физические и математические), большое значение придавали в Лицее изящным искусствам и гимнастическим упражнениям. В обязательном порядке выпускник должен был владеть верховой ездой, шпагой, быть искусным в танце, игре на музыкальном инструменте, а также должен уметь рисовать. Проводить время в рисовальном классе лицеисты любили.

Значительная часть времени в Лицее уделялась чтению. К книгам не просто прививалась любовь – воспитывалась страсть. В библиотеке имелись издания почти всех русских авторов, богатейшее собрание европейской литературы, множество учебников по истории, географии, риторике, математике, иностранным языкам. Выписывались журналы на французском и немецком языках.

Позднее, к 1918-му году (на момент закрытия Лицея), его библиотека будет иметь уникальный характер, а после революции – незавидную участь: она будет определена в Уральский Государственный Университет и в дальнейшем разделена между выделенными из него институтами. Сейчас в библиотеке музея собраны порядка 700 подлинников, которыми пользовались лицеисты.

В 1814 году скончался В.Ф. Малиновский. Два года Лицей жил без руководителя. В 1816 году на должность директора был назначен Е.А. Энгельгардт. Второй директор Лицея старался поддерживать уже сложившиеся обычаи. Он также устраивал у себя в доме творческие литературные вечера, театрализованные представления.

Впрочем, новый директор привнес и новые традиции: 9 июня 1817 года состоялся первый выпуск лицеистов, после выпускных экзаменов был разбит колокол, который все шесть лет использовался для созыва учеников на занятия, а его осколки лицеисты разобрали в качестве талисманов. Так повторялось и в последующие годы. В этом же году родилась и еще одна традиция – в октябре 1817 в доме директора праздновалась первая «лицейская годовщина». Тогда у Энгельгардта собрались Пушкин, Пущин, Кюхельбекер, Вольховский, Илличевский и другие.

В 1822 году Лицей был передан из ведения министерства народного просвещения в военное ведомство. Энгельгардт вышел в отставку.

Каждый год 19 октября первые выпускники лицея собирались вместе, вспоминая былые годы. Обращение Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!» в полной мере отражало суть крепких дружеских отношений, зародившихся между ними в годы учебы. Эту дружбу многие смогли пронести через всю жизнь.

Первый выпуск Царскосельского лицея называют не только «пушкинским», но и «золотым». Выдающихся успехов добились многие однокашники Александра Сергеевича. Константин Данзас и Владимир Вольховский пошли по военной стезе, дослужились до генералов. Федор Матюшкин стал полярным исследователем. Модест Корф служил «придворным» историком и составил подробные биографии Николая I и М.М. Сперанского. Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер стали видными участниками общественного движения, разделив трудную судьбу своих товарищей-декабристов. Наконец, один из лучших учеников лицея, отличник и редкий умница Александр Горчаков стал канцлером Российской империи, определявшим ход внешней политики нашей страны на протяжении почти тридцати лет.

Царскосельский лицей: перезагрузка

С 1844 года здание Лицея было отдано под квартиры чиновникам дворцового управления. Поскольку императора Николая I учебное заведение интересовало мало, Лицей был перенесён в Петербург, на Каменный остров. Он сменил название на Императорский Александровский. Сменился и уклад жизни заведения. В эти годы в Лицее учился М. Щедрин (в будущем Салтыков-Щедрин). По его воспоминаниям, атмосфера в 1840-е была здесь совершенно иной, нежели в пушкинские времена. Прием и выпуск воспитанников стал ежегодным, отдельные комнатки были заменены общим дортуаром (помещением для сна), для наказаний стал использоваться карцер.

Однако многие традиции первого «Золотого выпуска» продолжали свято сохранятся. Именно воспитанники Александровского Лицея стали инициаторами создания первого Пушкинского музея.

Лицей после революции

В 1918 года Лицей закрыли. Здание на Каменном острове было передано Пролетарскому политехникуму. А в жилой дом в теперь уже переименованном Детском Селе на Садовой улице, понимая историческое значение здания, старались селить людей, «близких к литературе». Здесь одно время жил О. Мандельштам, а Ахматова бывала у него в гостях. Однако пришло время «уплотнений», комнаты нещадно поделили перегородками, и стали селить горожан. Постепенно здание приобрело характер обычного жилого дома с коммунальными квартирами.

В годы Великой Отечественной Войны помещения Лицея остались относительно целыми. Военный корреспондент писал: «Пушкинский Лицей. В нем немцы устроили склады. Комнаты учебного корпуса заполнены ящиками с винной посудой. Повсюду валяются бутылки из-под немецкого шнапса, коньяка, рома».

После войны здесь продолжили жить горожане. Но к 150-летию со дня рождения А.С. Пушкина здесь было решено создать Пушкинский центр, где могли бы размещаться экспозиции и библиотека. К 1949 году открыли Большой зал и комнату Пушкина. Остальные помещения по-прежнему были жилыми комнатами. И только к 1966 году было принято решение дом полностью расселить. С 1967 по 1974 года реставраторы воссоздали первоначальный облик заведения, где учился прославивший его на весь мир поэт. 6 июня 1974 года в Лицее открылся мемориальный музей.

С тех пор собрание музея постоянно пополняется бесценными экспонатами, редкими фотографиями, рисунками. Потомки Пушкина и других воспитанников Лицея, да и просто друзья музея, часто его посещают и принимают активное участие в его жизни. Сегодня в здании, которое подарило России выдающихся поэтов, литераторов, мореплавателей и государственных деятелей, представлена постоянная экспозиция «Живем мы памятью Лицея».

 

 

 

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


шестнадцать + два =