ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВО. МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ НА СТЫКЕ ЭПОХ

Проблема исторического воспитания молодежи не нова. И зародилась она отнюдь не в Советском Союзе. Западная Европа и Америка намного раньше включили эту доктрину в сферу своих национальных интересов. На эту тему написано огромное количество научных трудов и другого рода литературы. Воспитание молодежи на различных уровнях было политизировано, и в этом смысле оно являлось важной частью советской политики. Так было до начала перестройки.

С 1988 года в СССР разворачивается открытая, по сути дела, межпартийная политическая борьба по разным, иногда очень противоречивым, переплетающимся и связанным между собой линиям. Несомненно, что возникшее противоборство оказывало отрицательное воздействие на функционирование всей сложной, многоуровневой идеологической машины и постепенно подтачивало фундамент отлаженной в советский период воспитательной системы. Молодежь стала инструментом, который наряду с другими использовался для борьбы за власть.  В первую очередь борьба развернулась за умы людей. Оппозиции нужно было доказать, что сложившиеся на протяжении десятилетий представления советского человека, в число которых наряду с чисто партийными догмами, входили и такие общечеловеческие понятия, как любовь к своей Родине, патриотизм, устарели.

Воспитание молодежи напрямую связано с традициями народа, сложившимися в ходе его исторического развития, и, конечно, с идеологией, которую проводит правящая элита страны. Как ни странно, основной площадкой в борьбе за идеологию, а, следовательно, и за молодые умы стала история. Оппозиция воспользовалась историей как мощным инструментом в политической борьбе. Резкое вскрытие негативных сторон советской и партийной истории использовалось для политических обвинений. Критика событий 1939-1940 легла в основу идеологической, политической и моральной подготовки выхода из состава Советского Союза Прибалтийских республик и Молдовы. Исторические мотивы были ключевым моментом в деятельности народных фронтов Латвии, Литвы, Эстонии, Молдовы.

Положение в обществе менялось не сразу. Казалось, все спокойно, и ничего не угрожает устоявшейся модели воспитания подрастающего поколения. Но в воздухе накапливались перемены. После апреля 1985 года наступил латентный период, когда во всех слоях общества стали накапливаться перестроечные идеи. После медленного движения наступило стремительное разрушение господствующей раннее идеологии, в том числе и идеологических, и исторических концепций.

Весна перестройки принесла веру в обновление государства, общества и партии. Нарождающаяся гласность опьяняла. Наступила «Весна народов» (не совсем удачное сравнение с революциями 1848-1849 гг. в Европе). Каждое слово воспринималось с жадностью. Газеты осмелели. Критика, как гигантская волна цунами, разрушала не только то, что надо было разрушить, но, набрав силу и выйдя из-под контроля, сметала все на своем пути. В том числе, и те столпы, на которых традиционно держалось государство: патриотизм, религию, национальную культуру, веру в особую духовную миссию народа. Критика ударила по организации, на которой зиждилась вся идеология коммунистической партии. Самые сильные негативы были уже достоянием истории, поэтому нужно было их достать на поверхность. Но определенная инерция старых сил преобладала. Шла борьба двух идеологий, двух систем. Противоречивость и сложность развития страны сказывалась и на развитии идеологии. В контексте постепенных сдвигов общественной жизни следует правильно оценивать и понимать шаги, которые принимались обеими сторонами в борьбе за идеологическую доктрину. Старая была разрушена, а новая еще недостаточно сформировалась. Пройдут годы, прежде чем страсти улягутся, и страна, ставшая на демократический путь развития, наконец сможет отделить камни от плевел и выработать свою идеологическую позицию, отвечающую национальным интересам своего народа.

1987 год стал годом прозрения. Люди с искренним удивлением узнавали об исторических фактах, которые в западной литературе считались общеизвестными, но для советского читателя совершенно закрытыми: о борьбе за власть в верховных эшелонах коммунистической партии в последние месяцы жизни Ленина и после его смерти, о голоде в начале 30-х годов, о личной вине Сталина за поражения в ряде сражений Отечественной войны и многом другом, что получило тогда научно-расплывчатое название «белых пятен» в истории. Понимание ситуации приходило медленно. Люди должны были «переварить» свалившуюся на них информацию, которая полностью меняла их представления. Для многих это было тяжело: шаг за шагом воспринимать общественные изменения и давать им собственную оценку. Но эти шаги были необходимы, без них оказалось бы невозможно дальнейшее движение.

1988 и 1989 годы стали годами высшего подъема интереса к отечественной истории. Раскрытие «белых пятен» в истории постепенно меняло общественный менталитет. История становится болевой точкой общественного сознания. Общество стало на путь кардинальных преобразований. Для успешного продвижения вперед по пути демократических реформ следовало отрешиться от всего негативного, что происходило в прошлом. А для этого необходимо было знать правду. Общественное сознание было потрясено событиями, которые происходили в прошлом. Это смущало умы, меняло отношение к верхушке общества, вносило смятение. Как ни странно, но именно наше прошлое стало катализатором перемен в общественном сознании. Обществу, застывшему в стагнации, был нужен толчок, чтобы гигантская идеологическая машина заработала и пришла в движение. Нужен был информационный шок, который бы вывел общество из застоя. Информационный шок заключал в себе страшный удар не только по прошлому, он готовился именно для того, чтобы кардинально изменить будущее. Шок оказался очень болезненным для всего общества. «Шоковая терапия» ударила не только по кошелькам. В первую очередь изменилось мировоззрение. Однако, следует заметить, что атака на отечественную историю велась с явными историческими перегибами. Цель оправдывает средство – был лозунг «нового общества», которое явно не собиралось либеральничать. История превратилась в инструмент политической борьбы. Это и понятно, потому что история всегда идет рядом с политикой.

Основная интрига заключалась в том, что марксистский классовый подход к истории человечества перестал быть единственным и основополагающим. Новые цивилизационные теории окончательно подорвали его незыблемость. В стране рухнуло марксистское мировоззрение, которое было государственной идеологией на протяжении многих десятилетий. Это происходило постепенно, но неуклонно. В конце 90-х кризис усилился. После падения ряда социалистических режимов в Центральной и Юго-Восточной Европе, в условиях обострения политического, экономического кризиса, которые ознаменовались подъемом национально-патриотических движений в Советском Союзе, развернулась обвальная критика всего социалистического, советского, национального. После августовских событий 1991 года эти тенденции стали преобладающими и приобрели государственный характер.

Как это отразилось на подрастающем поколении, на той идеологической системе, которая многие годы работала без перемен? Сначала был информационный шок. Я прекрасно помню это время. Все мероприятия в школах и лагерях, которые хоть немного были связаны с воспитательной работой, были отменены. Утренние линейки и поднятие государственного флага были запрещены. Дело доходило до абсурда: разучивание отрядной песни и конкурсы на лучший отряд, на лучшую отрядную песню тоже. Дети были предоставлены самим себе и слонялись без дела. Я помню период, когда в школах даже отменили ведение дневников, потому что посчитали это проявлением коммунистической идеологии. И это в период, когда в Европе и Америке уже много десятилетий подряд расцветало скаутское движение, призванное воспитывать из детей патриотов своей страны. Естественно, что такое отклонение от общепринятых европейских норм воспитания молодежи нанесло свой урон, учитывая лавинообразное обрушивание на головы молодых людей сомнительных западных ценностей. Ломая идеологические представления, политика сделала молодежь заложником своих политических амбиций и нанесло ощутимый вред обществу.

На нее в первую очередь обрушились «западные ценности», к которым она не была готова. Но сначала нужно было сломать уже отлаженную систему воспитания молодых поколений, через которую прошли многие лидеры демократического движения. Никто не будет отрицать, что система школьного воспитания, система пионерских лагерей была густо замешена на партийной, коммунистической идеологии. Партия должна была готовить себе достойную смену, и этой сменой были пионерия и комсомол. Задолго да возникновения Советского союза Запад уже взял на вооружение идеологию, которая ковала из молодых людей истинных патриотов. Это скаутское движение, краеугольным камнем которого стали патриотизм, любовь к своей Родине, готовность прийти на помощь товарищу. Осознание необходимости защищать от врага свое отечество, тренироваться, чтобы всегда быть готовым к борьбе, стали основами скаутского движения. Пионерия лишь заимствовала эту правильную и необходимую для патриотического воспитания молодежи мотивацию. Я помню с каким воодушевлением мы играли в пионерском лагере в военно-спортивную игру «Зарница», сдавали нормы ГТО, строились на отрядной линейке, поднимали отрядный флаг. Нам было все равно, какого цвета этот флаг, главное, что он был наш. Дети, в отличие от взрослых, менее восприимчивы к официальной идеологии, для них более важен элемент игры.

Многие могут возразить, что эта система насквозь проникнута коммунистической атрибутикой. Красные галстуки, значки с изображением Ленина, поднятие красного флага на отрядной линейке. Да, конечно, но для пионеров это была лишь игра. Игра, которая была интересна и очень нравилась. А вместо красного флага можно было поднимать трехцветный, как это делается сейчас. Важно лишь, что молодые люди поднимают флаг своей страны. Той страны, которую они любят и готовы защищать.  Для Соединенных Штатов не важно, какую партийную принадлежность выберут скауты, кем они будут, когда вырастут и определятся с политическими взглядами – либералами или консерваторами, республиканцами или демократами. Важно, чтобы они стали настоящими гражданами своей страны, патриотами. Поэтому, почти над каждым домом развевается американский флаг как символ гордости за свою страну. Государство финансирует множество организаций, которые работают непосредственно с молодежью. Она находится в центре внимания на всех государственных уровнях. Это важно для всего общества. Должен вырасти не только патриот, должен вырасти человек, получивший образование, будущая деятельность и жизнь которого должны соответствовать нормам социального общежития. Поверьте, это очень высокие требования, от них зависит будущее процветание всего общества. Например, японских детей с малолетства учат бережному отношению к природе. Каждый школьник знает, что он должен выбрасывать мусор в специальный контейнер. Знают ли наши школьники об этом? Конечно. А будут ли они это делать? Не уверен. В западноевропейских странах огромное внимание уделяется воспитанию молодежи, иногда это даже поражает. В Австрии, если вы придете в музей с ребенком, то для него проведут специальную экскурсию, предназначенную для детей его возраста. На время детских каникул муниципалитет организует досуг ребенка. В городской ратуше вы можете получить программу, где указаны различные мероприятия для детей, которые организуют городские власти в каждый день детских каникул. Вы можете выбрать из них любые, которые соответствуют интересам вашего ребенка. Есть ли у нас это? Да, но не в таких масштабах. Используя менталитет подростка, можно заработать большие деньги. Это давно поняли руководители крупного бизнеса. Молодежь стала прослойкой общества, на неопытности и интересах которой зарабатывают большие деньги. Молодежные журналы, молодежная атрибутика. К сожалению, не всегда это идет на пользу подростку. Государство должно не запрещать, а противопоставить крупному бизнесу свои образовательные и развлекательные программы, которые психологически защищают ребенка от негативного воздействия. Должна быть разработана государственная долгосрочная политика, которая будет способствовать духовному и физическому развитию подростка. Несомненно, что сеть педагогических учреждений и, в первую очередь, педагогические государственные университеты должны сыграть главную роль для решения столь необходимой задачи. Потому что воспитание молодого поколения является важнейшей задачей всего общества, независимо от политических и идеологических взглядов.

Николай ЛОБАНОВ

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


три × 1 =