ЧЕМУ УЧАТ УРОКИ ИСТОРИИ…

Или Почему мы постоянно наступаем на одни и те же грабли…

Зря огульно ругают интернет. Роскошный источник информации. Теперь, чтобы оценить, например, уровень образования, не обязательно углубляться в доклады и отчёты, достаточно прогуляться по Сети и посмотреть многочисленные ролики, в которых молодым людям задают самые разные вопросы по истории нашей страны. Ответы сначала веселят. А потом возникает совершенно очевидный вопрос: учились ли эти ребята в школе?

Среднее образование у нас пока всеобщее, но этих детей истории не научили. Всякий родитель скажет, что виновата в этом незнании, вне всякого сомнения, школа. А при более глубоком анализе выяснится, что главный виновник вопиющего кошмара – конкретный учитель истории, подпись которого стоит в ведомости об успеваемости.

Учитель, существующий в жёстких рамках регламентов, отчётов и докладов. Обязанный постоянно проходить курсы повышения квалификации. Причём часто за свой счёт. Учитель, у которого нет времени для визита в библиотеку и работы над собой. О научной работе и написании диссертации речь вообще не идёт.

Наши дети и наша история. Как они сосуществуют в этом мире? Совсем недавно идея о том, что у единой страны, такой мощной, как Российская Федерация, должна быть одна история, отвергалась как не прогрессивная. Странно. Армия единая есть. Денежная система есть. Железные дороги общие. Почта есть. Даже таможня общая, всероссийская, есть. А наличие общей истории – идея не прогрессивная. По мне, так есть одна общая история единого многонационального государства и преподавание её должно вестись за счёт федерального бюджета. Изучение же истории субъектов РФ, муниципальных образований и всех прочих интересантов, вплоть до отдельно взятых фамилий с изображением геральдических гербов и древ, осуществляется за счёт этих интересантов.

Можно ли построить своё будущее, не зная своего прошлого? Конечно, можно. Отбросить всё то, что было, и построить нечто новое. Такое уже было в нашей истории. Любимый многими поэт предлагал сбросить с парохода современности всех этих Толстых и Достоевских. Попытались. Спалили в разбушевавшемся пожаре несколько миллионов своих сограждан. Просто желая лучшего. Правда, и сам поэт недолго прожил после предложенного им эксперимента.

Хотели отринуть свою историю и создали систему образования, не так давно доступную только элите общества. Того самого, которое отринули. Но потом посчитали это излишним. Начали создавать другую систему образования. Более современную и более прогрессивную. Уровни компетенций, тьюторы, множество других красивых слов, а в космос русские ракеты запускаем всё реже. Отчёты всё красивее. А полёты всё реже. Парадокс.

Мечтать о будущем трудно, не опираясь на прошлое. На свои корни. Патриотизм – это, знаете ли, любовь к Родине. И понимание того, что же такое твоя родина. По мнению западных учёных, наша страна – окраина цивилизованного мира, который заканчивается где-то посередине Польши. По мнению восточных, китайских, учёных – северная страна варваров. Это в то время как Россия – уникальное государственное образование, расположенное на двух континентах, включающее в себя более восьмидесяти государственных образований и играющее активную роль на международной арене.

Сейчас в школах вводят уроки патриотизма. С учётом того что наше образование теперь не учит и не воспитывает, а предоставляет услуги образовательного и воспитательного характера, введение уроков патриотизма выглядит, мягко говоря, странно. Система образования за счёт федерального бюджета предоставляет услугу по обучению патриотизму. Обучить патриотизму. Сдать зачёт по песне «С чего начинается Родина».

Предлагается ежедневно проводить процедуру подъёма государственного флага. И здесь меня, как юриста, тревожит вот какой вопрос. Подъём флага в школах будет носить официальный характер? Если будет, то в соответствии со статьёй закона это действие предполагает исполнение государственного гимна. Наш гимн – это величественная песнь. Гимн поют в торжественные моменты. В знаковые моменты. Победив. Или готовясь к битве за победу. От звуков нашего гимна слёзы наворачиваются на глаза. Будет ли эта песнь так трогать сердце, если петь её до начала уроков?

Величие убивается повседневностью и рутиной. В одном из произведений грустного солдата по фамилии Ремарк гениально сказано: «Выжившие герои становятся нуднейшими из людей». Гимн не должен становиться нудным. Победа не должна надоедать.

В повести «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля с тонким юмором описываются терзания юных гимназистов на ежедневной молитве, предваряющей начало учебного процесса. И гимн и молитва – явления одноплановые. Торжественные. А ещё они очень личностные. Профанация их убивает.

Посмеявшаяся над молитвой русская интеллигенция с лёгкостью отвернулась от сотрясаемой ударами революции императорской России. Та пала, не поддержанная выращенной ею интеллектуальной элитой. Интеллигенция рыдала и вешалась, страдая от ностальгии в эмиграции. Издавала журналы, проводила конференции. Умирая от тоски без своей родины.

В советские времена как только не смеялись над воспоминаниями Леонида Брежнева. Человека, во время власти которого окончательно был решён жилищный вопрос и в стране просто не стало голодных.  «Малая земля», «Возрождение», «Целина» – мемуары о трёх важнейших вехах истории становления страны. А их заставляли изучать с ножом у горла. Устраивали массовые читки. Зачёты по этим произведениям заставляли сдавать. Из боли и истории сделали посмешище. Специально? Сейчас я думаю – да.

Выросшая в хохоте над своей историей советская интеллигенция стояла в стороне, когда рушился Советский Союз. Та часть, которая не стояла в стороне, принимала активное участие в его сокрушении. Потом удивлялась, как это мы построили несколько не то, что предполагалось. Десять лет позора. Проклятые девяностые годы, когда инженеры шли в торговцы, врачи – в бандиты. Сколько светлых голов не занялось тем, для чего были предназначены. А сколько смелых и сильных погибли в идиотских бандитских разборках. За границу в процентном отношении от этого кошмара бежало людей больше, чем, наверно, было вывезено за времена ордынского правления. За эти годы Россия понесла потерь, что людских, что материальных, больше, чем за время Великой Отечественной войны.

Ещё больше восхищает факт, что обязанность воспитания тоже возложена на школу. Получается, что школа и услугу воспитания предлагает. В общем, в логике этого предложения ты можешь воспользоваться услугой воспитания, а можешь не воспользоваться. Услуга – это ведь не обязательство. И будешь не воспитанным. Эта услуга не востребована. Что подтверждается фактом поведения умного упитанного рыжего мальчика, который поправил президента, когда тот перепутал Семилетнюю войну с Северной.

Для меня естественным является встать, когда в помещение входит женщина. Меня так воспитали. Не предложили услугу воспитания, а выдали наставление, путём подзатыльника задали вектор реализации модели социального поведения. Уже очень немолодой дядька, я могу позволить себе перебить человека старше меня по возрасту разве что в запале дискуссии. Прав ли этот юный интеллигентный рыжий мальчик, я не знаю. Но то, что он не воспользовался услугой воспитания – так это точно. Услуга преподавания этикета предоставляется только в специализированных школах.

Наше будущее – это наши дети. Каким оно будет, во многом зависит от того, чему научим своих детей и как воспитаем. И от того, как учитель, у которого нет времени для повышения своей квалификации и эрудиции, преподаст историю. Как тому мальчику, что выступал в бундестаге с докладом о военнопленных вермахта, что томились в Советской России, и очень их жалел. И ведь правда томились. Вне контекста того, как они попали в неприятные места лишения свободы, их, вне всякого сомнения, очень жалко. Хороший мальчик. Аналитик. А у меня дедушка под Смоленском погиб. Потому что немцы пришли нашу страну завоёвывать. Превентивно. В «плохом» нас подозревали. Сомневаюсь, что дедушка стал бы их жалеть, исходя из этих соображений…

Эльберд ГАГЛОЛЕВ, писатель, член Русского литературного общества.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


шесть − 4 =