23 АПРЕЛЯ

23 апреля 1185 года согласно Ипатьевской летописи Новгород-Северский князь Игорь Святославич начал самый знаменитый неудачный поход в русской военной истории. Незначительный по масштабам эпизод войны в степном пограничье приобрел огромное значение для всей русской культуры, а ученые до сих пор спорят об обстоятельствах поражения Игорева полка. О подробностях похода написано в «Слове о полку Игореве»…

К середине XII века на Руси окончательно закрепилась удельная раздробленность. В это время русские князья регулярно воевали между собой, с половцами и собирали походы друг на друга с половецким участием. Собственно, в жизни князей того временем главным были военные победы. Итак, 23 апреля 1185 года Игорь выехал с дружиной из Новгорода, чтобы добыть себе славы. Он решил идти к Дону на половцев на весь летний период. Вместе с ним выступил двоюродный брат Всеволод, князь Курский и Трубчевский, племянник Святослав Ольгович, князь Рыльский и сын Владимир.

Возле речки Каялы русское войско вступило в бой с основными половецкими полками юго-восточной Европы. Сражение длилось три дня и закончилось поражением Игоря. Кочевники взяли его в плен вместе с сыном Владимиром, но охрана помогла князю бежать. Владимир взял в жены дочку Кончака и через пару лет вернулся в родные места.

Супругой Игоря Святославича была дочь галичского правителя Ярослава, Ефросинья Ярославна. Она родила мужу пятерых сыновей (Владимира, Олега, Святослава, Романа, Ростислава) и дочь. В «Слове о полку Игореве» воспевается верность и преданность любимой жены полководца, которая ожидала его возвращения из похода.

Теперь о датах. 23 апреля фигурирует только в Ипатьевской летописи. Однако в других летописях начало похода датировано не 23 а 13 апреля и некоторые историки, начиная с Татищева, считают эту дату более предпочтительной, при этом датируя финальную битву «вторым воскресеньем после пасхи», которое в 1185 году приходилось на 28 апреля.

Из такого построения выпадает ключевое астрономическое и символическое событие похода, которое, возможно и повлияло на то, что среди множества столкновений русских с половцами именно Игорев поход остался в веках.

1 мая 1185 года произошло солнечное затмение, которое упоминают все три повествующих о походе источника.

Согласно Ипатьевской летописи «Когда подходили они к реке Донцу в вечерний час, Игорь, взглянув на небо, увидел, что солнце стоит словно месяц. И сказал боярам своим и дружине своей: «Видите ли? Что значит знамение это?» Они же все посмотрели, и увидели, и понурили головы, и сказали мужи: «Князь наш! Не сулит нам добра это знамение!» Игорь же отвечал: «Братья и дружина! Тайны Божественной никто не ведает, а знамение творит Бог, как и весь мир свой. А что нам дарует Бог – на благо или на горе нам, – это мы увидим».

В Лаврентьевской летописи сообщение о затмении текстуально предшествует описанию похода и дается вне прямой связи с его событиями: «В год 6694 (1186). Месяца мая в первый день, в день памяти святаго пророка Иеремии, в среду, под вечер было знаменье на солнце, и так сильно потемнело, что можно было людям увидеть звезды, и в глазах все позеленело, а солнце превратилось как бы в месяц, а в рогах его словно горящие угли. Страшно было видеть людям знамение Божие».

Наконец в «Слове о полку Игореве», где последовательность изложение подчинена художественному замыслу, затмение упомянуто дважды. Сперва говорится о начале похода: «Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел воинов своих тьмою прикрытых. И сказал Игорь-князь дружине своей: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим на синий Дон». И далее рассказчик вновь возвращается к этому сюжету, добавляя в него мифических красок: «Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Солнце ему тьмою путь заступало; ночь стонами грозы птиц пробудила; свист звериный встал, встрепенулся див – кличет на вершине дерева».

Впрочем, это затмение не может служить надежным хронологическим репером, поскольку наблюдаемо было только на севере Руси, а в местности, где разворачивались события игорева похода, необычное астрономическое явление было не разглядеть. Многие исследователи считают, что это грозное знаменье вставили в описание похода уже после того, как информация о нем от очевидцев широко распространялась по Руси. Насколько это предположение обоснованно – вопрос.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


4 × четыре =