13 октября 1959 года с лёгкой руки «Литературной газеты», напечатавшей стихотворение Бориса Абрамовича Слуцкого, появилось деление людей науки и людей искусства на «физиков» и «лириков».
В 1960-е гг. в кругах советской интеллигенции развернулась дискуссия о том, кто важнее для общества: физики или лирики. Поэт Б.А. Слуцкий в своем стихотворении «Физики и лирики», давшем название для спора, писал: «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне».
Колкий обмен репликами, в результате которого появилось стихотворение Слуцкого, начался с статьи И. Эренбурга, в которой он обращался к студентке. Её возлюбленный не хотел поддерживать разговоров об искусстве, считая их пустыми и ненужными.
Автору ответил кибернетик Игорь Полетаев, раскритиковавший призыв Эренбурга к восхищению искусством: он доказывал, что для физика и человека науки не так важно интересоваться литературой, живописью, кино и музыкой. Будущее за техническим прогрессом, а для того, чтобы трудиться над его реализацией не обязательно, как писал Полетаев, вздыхать «Ах, Блок! Ах, Бах!».
Как только номера «Литературки» со стихотворением Бориса Слуцкого были раскуплены, в советском обществе тут же развернулась целая дискуссия на тему, которую можно обозначить словами Маяковского: «кто более матери-истории ценен». Именно с той поры людей науки и людей искусства принято обозначать «физики» и «лирики».
Впоследствии в Москве прошли публичные обсуждения проблемы, на которых выступали и Эренбург, и Полетаев.
Разумеется, единственным возможным решением спора, стало примирение физиков и лириков – вполне очевидно, что для гармоничного развития человека необходимы как наука, так и искусство.
Оставьте первый комментарий