13 мая 1985 года в Кремлевском дворце прошел по истине революционный V съезд Союза кинематографистов СССР. С «полки» наконец были сняты запрещенные цензурой фильмы. Съезд положил начало приходу рыночной экономики в наше кино. Страной уже руководил Михаил Горбачев, но в Союзе кинематографистов по-прежнему заседали партийные боссы.
Всех волновал вопрос, почему идеологические советские картины оказываются коммерчески провальными. Особенно красноречивым был пример «Красных колоколов» Сергея Бондарчука. Попутно всплыла информация о том, что ленты лучших режиссеров – Глеба Панфилова, Алексея Германа, Тенгиза Абуладзе, Александра Аскольдова, Александра Сокурова – «лежат на полках».
Тяжесть партийной цензуры прочувствовали Андрей Тарковский, Марлен Хуциев, Григорий Чухрай, Ролан Быков, Вадим Абдрашитов, Андрей Смирнов. На Украине травили Киру Муратову, в Казахстане – Булата Мансурова.
А Тарковский и Иоселиани и вовсе снимали за границей. Недовольство в кинематографической среде назревало нешуточное. Вот на каком фоне произошел V съезд кинематографистов. Главным для партийной верхушки в условиях назревающего бунта было удержать власть над «самым главным из искусств».
ЦК сделал ставку на Элема Климова как нового руководителя союза – все же коммунист, из проверенной партийной семьи. О тут они просчитались: Климов не позволил манипулировать собой.
Благодаря V съезду СК был поставлен заслон кино официозному. Впрочем, бунтующие киноромантики, полагавшие, что свободное место в сознании миллионов теперь займут Бергман и Тарковский, ошиблись. Этого не произошло. И для всех стало полной неожиданностью, что идеологически воспитанная публика вскоре, совсем как в фильме Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов», потребует грубых зрелищ, а кинематографисты станут снимать ей на потребу.
Тем не менее, шлюз был открыт: цензура была ликвидирована, а мировое кино получило доступ на наш экран.
Оставьте первый комментарий