1 декабря 1962 года в московском Манеже открылась необычная выставка – свои работы публике представили художники объединения «Новая реальность», возглавляемые Элием Белютиным. Все мастера творческой группы были приверженцами абстракционизма, поэтому выставка, по сути, стала экспозицией абстрактного искусства.
Выставка прогремела на весь Советский Союз, но вовсе не из-за мастерства и таланта художников. Манеж посетил Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв, который устроил настоящий скандал. Слухи об этом происшествии просочились даже в западную прессу. Его сопровождали Михаил Суслов – член Политбюро ЦК КПСС по идеологическим вопросам, Екатерина Фурцева – министр культуры, Владимир Серов – секретарь Союза советских художников. Сопровождающие рассказывали Хрущеву, какие астрономические суммы платит за эти картины советское государство. Суммы назывались по старому курсу, действовавшему до только что проведенной деноминации. Хрущев вышел из себя, обругал художников и плюнул на полотно Мечникова «Карьер». Членов партии потребовал исключить из партии, членов Союза художников – из Союза. А также недвусмысленно предложил «дать им свободу в «свободных» государствах».
Вот только часть его выражений:
«Что это за безобразие, что за уроды? Где автор?»
«Вызывает ли это какое-нибудь чувство? Хочется плюнуть! Вот эти чувства вызывает».
«Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! …»
«Запретить! Всё запретить! Прекратить это безобразие! Я приказываю! Я говорю».
«Кто им разрешил так писать, всех на лесоповал – пусть отработают деньги, которые на них затратило государство».
«Безобразие, что это, осёл хвостом писал или что?»
«Что это за безобразие, что за уроды? Где автор?»
«Вызывает ли это какое-нибудь чувство? Хочется плюнуть! Вот эти чувства вызывает».
«Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! …»
«Запретить! Всё запретить! Прекратить это безобразие! Я приказываю! Я говорю».
«Кто им разрешил так писать, всех на лесоповал – пусть отработают деньги, которые на них затратило государство».
«Безобразие, что это, осёл хвостом писал или что?»
По окончанию выставки Никита Хрущёв заявил, что советскому народу такое искусство не нужно.
В результате событий на выставке на следующий день в газете «Правда» был опубликован разгромный доклад, который послужил началом кампании против формализма и абстракционизма в СССР. Хрущев потребовал исключить из Союза художников и из КПСС всех участников выставки, но оказалось, что ни в КПСС, ни в Союзе художников, из участников выставки практически никто не состоял.
Разгром, который Хрущев с подачи Суслова и Поликарпова учинил художникам, меньше чем через месяц продолжился на встрече с интеллигенцией 17 декабря 1962 года. А еще через два месяца Хрущев «провел работу» с молодыми литераторами на встречах с интеллигенцией в Кремле 7 и 8 марта 1963 года.
К 50-летию разгрома выставки в «Манеже» Департамент культуры города Москвы, Художественный фонд «Московская биеннале», «Московский музей современного искусства и Музейно-выставочное объединение «Манеж» с 1-го по 12 декабря 2012 года представили выставку «Те же в Манеже» с аудиоинсталляциями.
К 50-летию разгрома выставки в «Манеже» Департамент культуры города Москвы, Художественный фонд «Московская биеннале», «Московский музей современного искусства и Музейно-выставочное объединение «Манеж» с 1-го по 12 декабря 2012 года представили выставку «Те же в Манеже» с аудиоинсталляциями.
Оставьте первый комментарий