06 АПРЕЛЯ

6 апреля 1905 года композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков объявил в прессе о своём решении отказаться от звания почетного члена Русского музыкального общества (РМО). Это был скандал! Что же, собственно, произошло?

В конце марта 1905 года бурлящему революционному духу поддались ученики Санкт-Петербургской консерватории, которые организовали забастовку. Рафинированных изнеженных музыкантов грубо разогнали казаки, пустившие в ход нагайки. 30 марта в московской газете «Русские ведомости» было опубликовано открытое письмо композитора в поддержку учащихся.

Еще через два состоялось заседание Санкт-Петербургской дирекции РМО, на котором присутствовал его вице-председатель великий князь Константин Константинович. Дирекция исключила из консерватории 101 учащегося, некоторых из них потом выслали из столицы или призвали в армию. Но на повестке дня было еще и обсуждение письма композитора.

Против этого резко выступил композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, тогда и его исключили из Консерватории. В знак протеста 5 апреля 1905 года композитор объявил, что отказывается от звания почетного члена Русского музыкального общества. В печати информация появилась 6 апреля.

Великий князь в своем дневнике записал: «Решили… уволить профессора Римского-Корсакова (главного коновода забастовки) за дерзкое, печатное выражение порицаний действиям дирекции и противодействие ее стараниям возобновить занятия».
Узнав об этом решении, в знак протеста консерваторию покинули профессора А.К. Глазунов и А.К. Лядов, знаменитая пианистка А.Н. Есипова…

То, что последовало за этим, было похоже на бурю. Консерваторию покинула группа профессоров во главе с Глазуновым, Лядовым, дирижером Ф.М. Блуменфельдом, выдающейся пианисткой А. Н. Есиповой, виолончелистом А.В. Вержбиловичем. Молодой капельмейстер А. Б. Хессин отказался дирижировать очередным концертом Музыкального общества. Концерты общества оказались под бойкотом.

Еще около 200 учащихся также покинули консерваторию, в том числе и те, кто раньше не поддерживал забастовку. По рукам ходила эпиграмма на великого князя, который, как известно, был поэтом:
К.Р., уволивший Р.-К.,
Воочию миру доказал,
Какой он маленький поэт
И колоссальнейший нахал.

В печати появились гневные протесты известных музыкальных критиков В. В. Стасова и А. В. Оссовского, негодующие письма читателей. Композитора засыпают коллективными выражениями сочувствия и негодования. «Музыка не там, где заседают они, способные уволить Римского-Корсакова, а там, где Вы, наш общепризнанный глава, старый учитель и славный знаменосец», – пишут ему Станиславский, Немирович-Данченко, Качалов, Серов, Кругликов.

Скандал принял европейский масштаб. От звания почетных членов РМО отказались французский композитор Камилл Сен-Санс, бельгийский скрипач и композитор Эжен Изаи, венгерский скрипач и композитор Йозеф Иоахим. Русские и зарубежные музыканты бойкотировали выступления в концертах общества.

Дирекция попыталась сгладить конфликт, но Римский-Корсаков не пошел на компромисс. Генерал-губернатор Санкт-Петербурга Д.Ф. Трепов, назвал композитора «опасным революционером», приказал установить за ним негласный полицейский надзор и запретил исполнение в столице его произведений. Тогда в других городах родилась традиция выслушивать его сочинения стоя.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


15 + четырнадцать =