ПРИВИВКА ОТ ИДЕАЛИЗАЦИИ ТЕВТОНОВ

или О советском превосходстве глазами противника…

Русские подручные средства и находчивость: перевод издания Главного командования Люфтваффе 1944 г. с научным комментарием. – М., 2020. – 60 с.

Эту книгу старший научный сотрудник НИИ (военной истории) Военной академии Генштаба ВС РФ Алексей Исаев назвал «хорошей прививкой от идеализированного представления о немцах как о непогрешимых тевтонах… памятником судорожным попыткам немецкого командования найти способ противостоять русским в уже, по сути, проигранной войне».

Российское военно-историческое общество представило редкое даже на Западе издание – немецкую брошюру «Русские подручные средства и находчивость», выпущенную в 1944 году Главным командованием Люфтваффе (германских военно-воздушных сил). Книжка-методичка для немецкого солдата (в переводе «О русской смекалке на войне») снабжена предисловием одного из главных военных преступников, рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера: «Даже у противника можно учиться… Находчивость и быстрота решений рождают полезные во фронтовых условиях импровизации».

В методичке Люфтваффе русский солдат находчив, смекалист и хитёр. Не поддаётся циркулярной логике и постоянно импровизирует, совершенно не соблюдая правила техники безопасности. Перевозит раненых в фанерных люльках, установленных на крыле самолёта. Повреждённый фюзеляж «латает приклёпанной жестяной накладкой. или просто заклеивает кусочками ткани». Возводит невидимый с воздуха подводный мост чуть ниже уровня воды, а рядом обманный ложный мост, хорошо заметный с самолёта. Трофейную проволоку перековывает в гвозди для восстановления домов, а немецкий артиллерийский снаряд превращает в бомбу, приделав советский взрыватель. Вечером «русский бандит» (партизан) готовит «тетерева в глине на горячих углях» и засыпает в «снежной норе». Таким в 1944 году немецкое Главное командование Люфтваффе увидело русского солдата.

«Никогда не предполагал, – сказал на презентации случайно обнаруживший немецкую брошюру Владимир Аристархов, директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва, – что немецкое Верховное командование давало прямое указание своим военнослужащим учиться военному делу у Советской армии. Это очень весомое свидетельство того, что сильный злобный и опасный враг признаёт наше преимущество перед ним».

В брошюре делается упор на использование каких-то бытовых средств и уловок как главных условий успешных военных действий. Хотя, как заметил старший научный сотрудник НИИ (военной истории) Военной академии Генштаба ВС РФ Алексей Исаев, «Красная Армия выигрывала не за счёт каких-то кустарных наработок, а благодаря продуктам высоких технологий, которые производились огромными сериями на высокоточных станках. Для меня эта брошюра – памятник судорожным попыткам немецкого командования найти какое-то решение в проигранной войне. Можно было бы написать подзаголовок – «Германия ищет таланты». Предполагалось, что люди, прочитав её на фронте, где-нибудь в каптёрке на аэродроме, схватились бы создавать чудо-оружие, которое позволило бы дёшево и сердито остановить советские танки».

Смекалка и изобретательность помогали русскому солдату выжить на войне. Но в силу разности менталитета и воспитания пособие вряд ли могло быть полезно для немца, человека порядка. С момента окончания Великой Отечественной войны прошло 75 лет. Но так много мы ещё не знаем о ней. Какие-то документы из архивов утрачены, а большая часть немецких источников вообще до сих пор не переведена на русский язык. Например, полное собрание материалов по Нюрнбергскому процессу, который историки называют «судом истории» и последней битвой Второй мировой, есть на английском и французском, но отсутствует на русском. Введённый РВИО в научный оборот перевод немецкой брошюры поможет лучше узнать самих себя и, возможно, пересмотреть некоторые стереотипы о Великой Отечественной войне, навязываемые в постсоветские годы.


«Русские подручные средства и находчивость»

Находчивость при оборудовании аэродромов

Необходимое строительное оборудование часто отсутствует. С истинно русской беспечностью из близлежащих колхозов привлекаются люди и машины (тракторы, плуги, бороны, катки и т.д.). Если они также недоступны, то войска помогают себе сами, изготавливая устройства самой простой конструкции.

Полёты начинают уже тогда, когда можно использовать взлётно-посадочную зону шириной всего 100 метров.

 

katok450.jpg

Импровизированный каток, изготовленный из деревянного бревна

Русская зима создаёт значительные трудности для запуска авиационных моторов. Чтобы преодолеть это, у советских техников возникла идея использовать мощность двигателя грузовика для проворачивания и запуска двигателя самолёта.

Подручные средства

Русские делают бочки с горючим мобильными с помощью очень простого трюка. Они снабжают свои контейнеры… съёмной сцепкой и колёсными ободами, цепляют их к грузовикам или просто волокут через лётное поле и подъездные пути на указанное

место. При обстреле опасность для танка не так велика, как при использовании резервных баков, установленных на самой машине, поскольку катящийся бак при необходимости можно быстро отцепить.

bak450.jpg

Катящийся бак для горючего

Русская зима создаёт значительные трудности для запуска авиационных моторов. Чтобы преодолеть это, у советских техников возникла идея использовать мощность двигателя грузовика для проворачивания и запуска двигателя самолёта.

 

gruzovik450.jpg

Двигатель грузовика в качестве зимнего стартёра для авиамоторов 

Уже в начале Восточной кампании русские проявили себя мастерами маскировки. Танки на марше или в исходном районе легко обнаруживаются по своим характерным очертаниям. Чтобы их скрыть, русские обычно делают на них надстройки из брёвен или реек с полотняной обшивкой, которые придают танкам вид грузовиков.

Следы гусениц, которые предательски выдают себя на снегу, экипажи танков часто заметают, буксируя за собой срубленные деревья.

Особенно эффективно показали себя макеты танков… здесь нет жёстко определённых правил, а всё отдаётся на откуп инициативе соответствующего командира и его способности к импровизации.

На фотографиях неоднократно были обнаружены железнодорожные пути, проложенные по льду водоёмов, которые не затонули при наступлении оттепели. Оказалось, что русские, используя лёд в качестве строительного материала, построили опирающиеся на опоры и балки устойчивые железнодорожные мосты, которые не выглядели таковыми, потому что находились непосредственно над уровнем реки и, следовательно, не отбрасывали большой тени.

most450.jpg

Эскиз железнодорожного моста над поверхностью льда

Ярким примером успешной крупномасштабной импровизации является передислокация оборонных предприятий из находящихся под угрозой оккупации западных районов СССР летом 1941 года.

Например, тяжёлые станки тянули от их фундаментов к погрузочным платформам и вагонам на стальных листах… вопреки всем ожиданиям, передислоцируемые предприятия возобновили своё производство в полном объёме на новых местах дисклокации. в течение 2 месяцев с момента их эвакуации.

Зимняя война на востоке даёт красноармейцу много возможностей использовать свои способности к импровизации в противостоянии с суровым климатом своей страны… отдельно взятый красноармеец может справиться с зимой на востоке, не подвергаясь обморожению… строя себе – в зависимости от обстоятельств – снежные ямы или снежные норы.

nora450.jpg

Нора в снегу для укрытия во время русской зимы 

Красноармеец строит снежные норы, когда из-за сильного ветра образуются снежные заносы. В этом случае нора прорывается в плотном сугробе сбоку.

Для ночёвки зимой у костра русские придумали простое и полезное приспособление. Поскольку тепловое излучение костра чувствуется всегда только с одной стороны, то он строит импровизированный ветровой экран из веток, палок для лыж, брезента и хвороста. Экран устанавливается на расстоянии около 2 метров от огня. Таким образом, выложенная хворостом лёжка защищается от ветра и к тому же нагревается от открытого огня.

Ксения ЗУЕВА

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


три × три =