МУЗЕЙ БЕЛИНСКОГО — ВТОРОЙ СОРТ, ВАС ЭТО УСТРАИВАЕТ?

30-е годы XX-го столетия по праву называют эпохой «грюндерства». В то время в Советском Союзе было создано множество новых общественных и культурных организаций. К числу последних по праву принадлежат открытые в 1938 и в 1939 гг. в Пензенской области музеи-усадьбы В.Г. Белинского и М.Ю. Лермонтова. Своим появлением на литературной карте России они обязаны чембарскому энтузиасту и просветителю Александру Ивановичу Храмову. В каждом случае надо выразить благодарность вдове В.И. Ленина Надежде Константиновне Крупской, практически поддержавшей все начинания Храмова.
А познакомились они в Москве на очередном просветительском съезде ещё в начале 30-х годов. Юридически до 1944 года это был один музей.
Более подробно об этом я прочитал на страницах пензенского литературного журнала «Сура» в статье Вячеслава Нефёдова «Первый директор «Тархан». Она посвящается А.И. Храмову. С 1989 г. лермонтовские «Тарханы» управляются напрямую министерством культуры РФ, после 1991 года музей Белинского продолжает оставаться на финансировании областного бюджета.
Видимо, именно здесь кроется незавидное по состоянию на сегодняшний день положение музейных зданий и территории. В советский период истории в гости к «отцу русской интеллигенции» приезжали в музей более 100 тысяч человек ежегодно, а Нефёдов проводил до семи экскурсий в день. Ныне даже летом в туристский «пик сезона» семи экскурсий не набирается и за месяц.

В конце марта 2019 г. мне тоже посчастливилось побывать в городе Белинском в музее-усадьбе «неистового Виссариона».
Давайте пройдёмся по ней вместе. Насколько мне известно, последний раз масштабная реконструкция музейной территории и зданий проходила здесь в 1973 году по инициативе второго секретаря обкома КПСС Г.В. Мясникова.
По-прежнему вход в музей происходит через кассовый павильон со стороны улицы Барышева. После покупки билета обнаруживаю, что практически никаких сувениров в продаже нет. Разве что за 700 рублей можно приобрести шикарно изданную книгу «Мысли и афоризмы В.Г. Белинского». Сразу же за входным павильоном нас встречает скульптура работы В.П. Пензина «Журавушка» – символ города Чембара, чудом спасённый и перенесённый сюда со стороны ныне утраченной турбазы «Чембар». Прямо по курсу – скульптура работы Малова «Белинский-гимназист» – это композиционный центр всего музея. Отсюда ведут нас тропинки в уездное училище, домик семьи Белинских и в особняк бывшего их соседа купца Ф. И. Антюшина.
Уездное училище, аналог ему в наше время – начальная школа, примечательно тем, что здесь не только учился юный Виссарион в 1820-е гг., но и две недели лечился в 1836 г. государь император Николай Павлович.
Теперь же «лечение» требуется самому музею.
Условной точкой отсчёта в этой провинциальной истории можно считать июль 2009 года. Именно тогда от Надежды Никулаенковой, на то время генерального директора Объединения государственных литературно-мемориальных музеев области, ныне вице-президент Фонда содействия развитию русской культуры Вячеслав Нефёдов получил первую отписку. В ней было обещано провести качественный ремонт к 200-летнему юбилею Белинского.
2011-й год вместе с юбилеем давно миновали. К тому времени был отремонтирован домик семьи Белинских.
Белинсковед Нефёдов много лет ратует за ремонт в музее-усадьбе, не понаслышке зная о его проблемах.
– Скоро десять лет, как было обещано отремонтировать здание уездного училища в котором протекает крыша, и оно нуждается в капитальном ремонте.
Напомню, что наиболее остро в ремонте нуждается и дом купца Антюшина, где с 1986 года находится литературная экспозиция, посвящённая деятельности Белинского в Москве и Петербурге. Здесь крыша, несмотря на проведённый в 2010 году косметический ремонт, сразу потекла буквально после первого дождя.
Никакое латание дыр не помогло. Из-за протечки крыши с выставки было изъято несколько витрин с бесценными экспонатами. По этой же причине отключена часть освещения второго этажа здания, во избежание короткого замыкания. А о том, что здесь требуется замена окон, косметический ремонт и так далее, речи уже не веду, – негодует Вячеслав Нефёдов
Отдельная головная боль сотрудников музея – это помещение фондохранилища, где в декабре 2018 года в нескольких местах опять же протекла крыша. Необходим капитальный ремонт всего здания и устройство дренажной системы вокруг него. Разговор об этом ведётся с 2011 года.
Необходима реконструкция кассового павильона музея. Честно сказать, «лицо музея» весьма неприглядно из-за протекающей крыши. Разваливается паперть – ступеньки у центрального входа в музей. Уже от этого первые впечатления у гостей неприятные.
– В общем, проблемы – и всё «срочно требуется» – в музее-усадьбе В.Г. Белинского перечислять можно долго, – рассказывает Вячеслав Викторович.
– Я очень радовался очередному ответу, полученному мною 19 декабря прошлого года из областной официальной инстанции, в котором говорилось, что в 2018 году была «завершена разработка проектно-сметной документации на реставрацию здания бывшего уездного училища. Проведены их государственная и историко-культурная экспертизы. В соответствии с положительным заключением экспертизы, сметная стоимость работ по реставрации объекта составляет 23.7 млн. рублей. Также была откорректирована и приведена в соответствие с действующими нормами проектно-сметная документация на капитальный ремонт дома купца Антюшина. Сметная стоимость ремонта данного объекта в соответствии с положительным заключением экспертизы составляет 18.3 млн. рублей.
Ремонтно-реставрационные работы планируется провести в 2019 году в рамках соглашения о сотрудничестве правительства региона и компании ПАО «Транснефть» в сфере реализации благотворительных проектов. Общий объём финансирования на ремонтно-реставрационные работы объектов запланирован в сумме 42 млн. рублей».
В марте В.Нефёдов уточнил в областной культурной инстанции, когда же начнётся ремонт в музее и там увидят эти миллионные вливания. В ответ прозвучало, что никаких реставрационных работ, в этом году, видимо, не будет, а сам ремонт, поверьте, остаётся «головной болью» у высокого руководства.
Вот и выходит, что и бюджетных денег в кармане области на ремонт такой жемчужины (музей-усадьба – единственный в стране) нет, и спонсорские миллионы куда-то бесследно исчезли.
«И очень не хочется, чтобы музей повторил судьбу турбазы «Чембар», много лет успешно принимавшей туристов со всех уголков Советского Союза в городе Белинском, – возмущается главный редактор «Любимой газеты – Белинский» Ольга Ларина, – это просто преступление (против человечества)». Неоднократно Ольга Валерьевна посвящала свои многочисленные материалы на страницах газеты защите музея Белинского.
В конце марта в прямом эфире популярного пензенского «11-го канала» в программе «Служба 11», убедительно прозвучало выступление Вячеслава Нефёдова, посвящённое предполагаемому ранее музейному ремонту и получившее резонанс в виде многих возмущённых откликов со стороны общественности.
Действительно, для успешной работы музея его необходимо серьёзно отремонтировать и поддерживать в рабочем состоянии.
Напомню, что в Пензенской области находится лишь один музей федерального подчинения – это лермонтовские «Тарханы». Условно говоря, это музей первого сорта. К сожалению, музей Белинского находится на финансировании из областного бюджета. Получается, что он – музей второго сорта?
…Насколько эффективным окажется выступление В.Нефёдова в телепередаче и возымеют ли действие его звонки в СМИ и по инстанциям, поживём – увидим.
…А в столичных турфирмах Вы не встретите приглашения посетить музей Белинского. Поездку же в «Тарханы» ныне совместили с поездкой в Наровчат, в музей А. И.Куприна.

Антон ХРУЛЁВ

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


3 × 5 =