И «ЛЕНИН» ВСЕГДА ВПЕРЕДИ

3 декабря 1959 года первый атомный ледокол начал нести свою вахту…

Этот ледокол – первый в мире атомный – символ достижений отечественного атомного ледокольного судостроения. С ним связано много интересного и удивительного. Начать с того, что с момента закладки столь крупного и технически сложного (особенно для своего времени!) судна до спуска на воду прошло немногом более года. Его заложили летом 1956-го на судостроительном заводе имени Андре Марти в Ленинграде, а уже 5 декабря 1957-го спустили на воду. 3 декабря 1959 года «Ленин» был сдан Министерству морского флота, стал нести вахту в составе Мурманского морского пароходства. Отечественные корабелы вошли в элиту мировой отрасли.

Сердце судна – ядерная энергетическая установка – монтировалась в 1958–1959 годах. Более 500 предприятий Советского Союза создали для атомохода 76 новых типов механизмов и 150 новых образцов оборудования. Например, судовые турбины   выпускал знаменитый Кировский завод, главные турбогенераторы – Харьковский электромеханический, гребные электродвигатели – ленинградский завод «Электросила».

Ленин покраска названия.jpg

К спуску на воду ледокол готовили рабочие  судостроительного завода имени А. Марти в Ленинграде

За 30 лет службы «Ленин» прошёл более 650 тысяч морских миль, провёл 3740 судов, стал надёжной обсерваторией и испытательным полигоном, где оттачивали ядерные технологии, готовили кадры, накапливали знания о круглогодичных высокоширотных экспедициях. Ледокол вызывал интерес всюду. В ходе строительства и испытаний на его борту побывало множество делегаций и представителей разных государств, в том числе премьер-министр Великобритании Г. Макмиллан, вице-президент США Р. Никсон, ряд министров КНР.

Строительство «Ленина» связано с именем бывшего министра судостроительной промышленности СССР Бориса Евстафьевича Бутомы. Герой Социалистического Труда, он возглавлял отрасль 23 года. Отвечал за реализацию таких проектов, как первая в стране атомная подводная лодка проекта 627 и первая в мире ракетная подлодка проекта B611. При нём построены суда «космической флотилии», участвовавшие в космических программах Советского Союза, а флот СССР стал океанским, судостроительная отрасль вошла в число мировых лидеров. Минувшим летом по инициативе Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) была открыта мемориальная доска в его честь на доме в Москве по адресу: ул. Поварская, 31/29, где Бутома жил в последние годы.

 С момента, когда ледокол «Ленин» стал нести службу, прошло 62 года. Многое изменилось, но Россия по-прежнему крупнейшая ледокольная держава. Сумеем ли удержать почётное звание? Что для этого необходимо? Отвечает генеральный директор ОСК Алексей Львович Рахманов:

 24 hf[vfyjd.jpg

– На мировом рынке судостроения жёсткая конкуренция ощутима в сегменте готовых продуктов с высокой добавленной стоимостью. Именно тут у ОСК сильные позиции: это ледокольный флот, обслуживание нефтегазодобычи на шельфе, освоение арктической зоны. ОСК обеспечивает потребности наших компаний в ледоколах, транспортных, научно-исследовательских, аварийно-спасательных и вспомогательных судах, в морской технике для освоения Арктики. Мы располагаем самым мощным ледокольным флотом и единственным в мире атомным ледокольным, лидируем в освоении высоких широт.

Однако нельзя почивать на лаврах, необходимо постоянное развитие. Не грех и учиться, даже у конкурентов. Примером использования передовых технологий, в частности СПГ как моторного топлива, может служить Норвегия. Нам тоже следует идти по пути улучшения экологичности судов.

Иногда наш главный конкурент – собственная нерасторопность. Например, лишь геополитическая ситуация подтолкнула к тому, чтобы искать внутренних поставщиков и самим производить ключевые детали. Если бы не санкции, мы вряд ли бы стали создавать производство морских газотурбинных агрегатов, которые до этого покупали на Украине.

Что касается соперничества с внешними игроками, то ни одну из «арктических» стран не следует сбрасывать со счетов. Труд наших предшественников, тех конструкторов, инженеров, рабочих, которые создавали ледокол «Ленин», является для нас непреходящим примером.

Владимир СУХОМЛИНОВ.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


тринадцать − одиннадцать =