«ДИВНЫЙ ЦВЕТОК» МЕЖДУМОРЬЯ

77269 29.08.1968 Президент ОАР Гамаль Абдель Насер во время отдыха в Цхалтубо. Эдуард Песов / РИА Новости

Египет, колыбель цивилизации… чудеса пирамид… удивительный Нил… Древняя страна вошла в наше сознание через пушкинские «Египетские ночи», шекспировских «Антония и Клеопатру»,  неувядающую «Аиду» Верди, библейские легенды, через древнейшую живопись и музыку. В более новую историю Египет вошёл через эпопею Суэцкого канала.

Ещё со времён фараонов люди задумывались о сооружении водной артерии здесь, в самой низкой части узкого перешейка между двумя континентами. Но лишь Фердинанд де Лессепс, французский дипломат и предприниматель, получил от Египта концессии на постройку канала и основал в 1859 году в Париже «Компанию Суэцкого канала» (КСК). Уставный капитал в 200 миллионов франков распределился преимущественно между Францией (53%) и египетским правительством (44%).

В раскалённой пустыне неустанно трудились феллахи – партиями по 40–50 тысяч ежемесячно, вахтовым, как сказали бы сейчас, методом. Норма выработки составляла 2 кубометра породы за смену – рабочему нужно было перетащить её в корзине на лямках за плечами. При этом, кстати, власти приняли закон о запрете принудительного труда на канале – брали, используя современный термин, по договору. Школу Суэца прошло почти полмиллиона египтян, каждый восьмой житель страны. Решались труднейшие технические проблемы – дноуглубительные, бетонные, транспортные. Когда строительство завершилось – от местечка Суэц на юге до Порт-Саида на севере, – длина канала между Средиземным и Красным морями составила 161 км, ширина – 120–150 м, глубина – 12–13 м. Сейчас канал могут проходить суда водоизмещением в 240 тыс. тонн, шириной 77,5 м и высотой до 68 м. Стоимость прохода достигает миллиона долларов, если речь о судне крупного тоннажа. Канал ещё недавно обеспечивал до 15% океанских перевозок грузов в мире и до 20% поставок нефти.

Торжественное открытие канала прошло 17 ноября 1869 года и длилось неделю с участием многих коронованных и государственных особ. Фердинанд де Лессепс стал кавалером ордена Почётного легиона. Через 10 лет он попытался повторить опыт Суэца на Панамском перешейке в Америке. Но, увы, дела пошли неудачно и закончились для Лессепса и его сына судебным приговором.

Вокруг Суэца немало легенд. Одна из расхожих гласит, что оперу «Аида» («Нильской долины дивный цветок!») Верди посвятил каналу. Это не так. Он приурочил произведение к открытию королевского театра в Каире 24 декабря 1871 года.

Уже в первый год работы канал пересекли 486 судов, а вскоре счёт пошёл на тысячи. Лондон понимал значимость Суэца и в 1882-м оккупировал Египет более чем на 70 лет (до 1956 г.). Когда произошла первая выплата дивидендов, то КСК досталось 12,4 млрд фунтов стерлингов, а Египту – всего 1,1 млрд. Так длилось долго. Разгул коррупции при королевском дворе в Каире вызывал возмущение, но только организация «Свободные офицеры» (точная дата её основания, кстати, до сих пор не ясна) во главе с Гамалем Абдель Насером при поддержке народа произвела в 1952 году переворот и отправила короля Фарука в почётную ссылку. Египет стал республикой, а Насер вскоре – фигурой харизматической, культовой.

27 июля 1956 года при нём Суэцкий канал был национализирован – за 12 лет до истечения концессионного договора. Тут же разразилась тройственная англо-франко-израильская агрессия. Зону канала на какое-то время оккупировали. Но под нажимом СССР и США агрессоры отвели войска. В короткие сроки СССР, Польша и Югославия помогли возобновить работу канала.

При Насере Каир называли штаб-квартирой мирового национально-освободительного движения. Например, даже офицеры-патриоты в Латинской Америке именовали себя насеристами. Не всем подобное нравилось – на Ближнем Востоке конфликт следовал за конфликтом, канал то закрывался, то открывался вновь. Это изматывало силы лидера египтян, и в 1970 году Насер скоропостижно скончался. Длительный период – порядка 40 лет – можно назвать для Египта временем неустойчивости в экономике, общественной ситуации, религиозном балансе сил, политическом курсе.

В 2013-м на политической сцене стал ярко выделяться генерал Абдель Фаттах ас-Сиси. В нём скоро обнаружились черты твёрдого, патриотичного и умеренного деятеля, способного сплотить все слои общества. В феврале того года он, кстати, посетил Россию по приглашению Минобороны РФ, но был принят также и Владимиром Путиным. В мае 2014 года с результатом в 96,9% ас-Сиси, 60-летний моложавый, улыбчивый человек, имеющий репутацию технократа и «сильной руки», одержал уверенную победу на выборах президента.

При ас-Сиси началась реконструкция Суэцкого канала и завершилась всего за год. Проложили 35 км нового русла, углубили и расширили 37 км старого пути. Движение стало двухсторонним, время ожидания при входе сократилось с 10–12 до 3 часов. Пропускная способность выросла с 49 до 97 судов в день. 6 августа 2015 года состоялось торжественное открытие реконструированного канала. Были делегации 90 стран, российскую возглавлял премьер-министр Дмитрий Медведев. Ас-Сиси возглавил праздничный караван судов на яхте «Аль-Махруса» («Защитница») – именно она 17 ноября 1869 года первой прошла по Суэцу. Стоит особо отметить, что государственные доходы Египта за счёт поступлений от канала растут и с нынешних $4–5 млрд в год поднимутся, как предполагают, примерно до $15 млрд в 2023-м. Можно сказать, что круг замкнулся. Суэц наконец в полной мере служит тем, чьи предки его про­кладывали.


ТОЛЬКО ФАКТЫ

Морские грузоперевозки – основа мировой торговли, громадную роль тут играют две артерии – Суэцкий и Панамский каналы. Известен и проект под названием «Никарагуанский канал». Планы по соединению океанов через Никарагуа строились ещё в XVI веке, а потом в XIX-м. Но дальше топографической разведки никто не продвинулся. Хотя желающих хватало: США, Франция, Испания, Нидерланды, частные компании разных стран. Объяснялось это просто: участок, по которому планировалось проложить русло, был длиннее, но удобнее, чем на Панамском перешейке. Отсутствуют горы, нет большого перепада высот. Однако после запуска Панамского канала другие проекты свернули. Status quo сохранялся до 2012 года, когда парламент Никарагуа проголосовал за строительство межокеанского пути по территории страны, а инвестором готова была стать одна из крупных китайских компаний. Но пока перспективы канала выглядят туманно. Будущее проекта, если он возобновится, во многом зависит от позиции США, которые воспринимают вмешательство других стран в дела Центральной Америки как вторжение в свою сферу влияния.

ОЛЕГ ТУЛЯКОВ

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


9 + девять =