
Школа, как уже говорилось, заработала в 1949 году, и в неё на конкурсной основе набрали учащихся со 2-го по 6-й класс со всей Москвы. В их число попали сыновья одного из высших руководителей СССР — Г. В. Маленкова, зам. министра иностранных дел СССР Я. А. Малика, поэта К. М. Симонова, легендарного партизанского командира, генерала П. П. Вершигоры. В самом старшем, 6-м классе стал учиться мой брат Валерий. Пять лет спустя вместе с полусотней однокашников, среди которых был сын выдающегося учёного Василия Семёновича Емельянова (Советский учёный и государственный деятель, председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по использованию атомной энергии (1960—1962). Герой Социалистического Труда, лауреат двух Сталинских премий. Выдающийся инженер-металлург, автор теоретических трудов по электрометаллургии стали и ферросплавов, в начале войны В. С. Емельянов организовал и в немыслимо короткие сроки наладил на востоке страны производство особо прочных сплавов брони для танков. — прим. автора) — будущий писатель и историк Юрий, он стал первым выпускником этого учебного заведения.
Вместе с тем «золотая молодёжь» в нашей школе составляла незначительный процент и, главное, ничем не выделялась в общей массе учащихся. Ещё и поэтому мне показался диким упомянутый лет 15 назад одной из газет случай в современной школе для детей из семей нуворишей.
Заметив, что у одного из учащихся нет часов, автор публикации поинтересовался причиной. В ответ журналист услышал: «А зачем они мне? Вон мой бодигард. Когда мне надо узнать время, обращаюсь к нему». В нашу школу дети Маленкова, Л. М. Кагановича, маршала Будённого (его младший сын Миша учился в параллельном со мной классе) являлись без телохранителей…
А недавно из мемуаров одной из выпускниц я узнал, что родительский комитет в первые годы существования школы № 1 возглавлял генерал-лейтенант Павел Анатольевич Судоплатов, который во время Великой Отечественной был одним из руководителей партизанского движения. В нашей школе учились оба его сына — Андрей и Анатолий.
Оба были старше меня и по этой причине, что называется, не видели меня в упор. Весной 1960 года по пути в школу я случайно встретился с Толей Судоплатовым в метро, и он вдруг, увидев знакомую физиономию, стал громко почём зря ругать «этого мерзавца» Хрущёва, который, мол, ни за что, ни про что упёк его отца в тюрьму (В 1953 году П. А. Судоплатов был арестован как «пособник Берии» и, несмотря на выдающиеся заслуги перед государством, по указке Хрущёва приговорён к 15-летнему тюремному заключению. (Тем самым, по одной из версий, Хрущёв избавился от нежелательного свидетеля его роли в массовых репрессиях на Украине). Судоплатов виновным себя не признал и отбывал наказание во Владимирском централе, где перенёс три инфаркта и ослеп на один глаз. В 1992 г. был полностью реабилитирован. — прим. автора).
В тот момент я не имел ни малейшего представления о Судоплатове-старшем и даже не знал ни имени, ни фамилии Толи, так что его эскапада меня ошарашила. В школе я поделился со сверстниками столь странным происшествием и лишь от них узнал, кто оказался моим случайным попутчиком. Но и они терялись в догадках, что побудило Судоплатова-младшего устроить такую сцену в метро. Теперь полагаю, что накануне его мать, видимо, получила очередной отказ в освобождении мужа, из-за чего и случился нервный срыв у их младшего сына.
Поскольку в нашей школе учились ребята со всей Москвы (мы с братом, к примеру, жили у Красных Ворот, а многие — и того дальше), занятия начинались позже обычного, в 9 утра. К тому же со 2-го класса в придачу к стандартным школьным дисциплинам мы начали изучать английский, причём эти занятия проводились практически ежедневно. Поэтому домой я возвращался не раньше полтретьего, когда мои сверстники, успев пообедать, уже гоняли в нашем дворе в футбол или играли в казаки-разбойники да лапту. Тогда я им завидовал и лишь много позже понял, как мне повезло учиться в школе, где, помимо прочего, с малолетства привык к повышенным нагрузкам.
Несмотря на элитный характер, школа и внутри, и снаружи выглядела непритязательно.
Урок химии. Мой брат — крайний слева за 3-й партой в левом ряду
Валера — в центре в верхнем ряду
Одной из немногих её привилегий был шикарный (по тем временам) спортзал, оборудованный в школьном дворе в виде утопленной в землю пристройки. Благодаря этому я в 12 лет пристрастился к баскетболу, которым занимался до 40-летнего возраста, заслужив звание кандидата в мастера спорта.
Физруком в нашей школе работал мой двойной тёзка Александр Александрович Гугин, автор учебного пособия «Утренняя гимнастика школьника». В августе 1941 года его призвали в армию в качестве рядового красноармейца одного из стрелковых полков. В октябре он попал в плен, был освобождён и продолжил службу в РККА до 1946 года. Александр Александрович тоже являл собой образец интеллигентности и безупречной преданности делу.
В 1954 году существовавшее в СССР раздельное школьное обучение отменили, и годом позже место выбывших учеников в нашем классе заняли несколько девочек, в том числе дочь министра электростанций СССР Д. Г. Жимерина.
Учиться в нашей школе было непросто. К 10-му, выпускному классу осталась лишь треть тех, с кем я переступил порог школы 1 сентября 1951 года.
Наш 1-й «А» класс. Автор — крайний справа в верхнем ряду
Зато многие мои однокашники заняли видное место в обществе.
Анатолий Глазунов стал доктором педагогических наук, ведущим научным сотрудником Российской академии образования, лауреатом премии Президента РФ, Николай Атаров — профессором, кандидатом технических наук, зам. зав. кафедрой сопромата в Московском государственном строительном институте, Виктор Барбаумов — доцентом, профессором Российской экономической академии им. Плеханова, Михаил Крупянко — доктором политологических наук, ведущим научным сотрудником Центра исследования общих проблем современного Востока, Сергей Стерлин — доктором химических наук, ведущим научным сотрудником Института элементоорганических соединений им. А. Н. Несмеянова, Ольга Вершинская — доктором экономических наук, главным научным сотрудником Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, а учившийся в параллельном «Б» классе Владимир Давыдов — членкором РАН, директором Института Латинской Америки АН РФ.
По стопам своих отцов пошли Леонид Асанов (стал писателем), Валерий Егошкин (представлял интересы РФ в ранге посла в Алжире, Югославии и Кении), дипломат-американист Виктор Дегтярь и автор этих строк, ставший журналистом-международником.
И напоследок — об уровне знаний, полученных мной в той самой школе в Сокольниках. В сентябре 1973 года меня командировали в Канаду на работу собкором Агентства печати «Новости». К тому времени я уже более 12 лет не занимался английским (по окончании школы поступил в столичный инъяз, где изучал испанский). Тем не менее, школьные знания английского быстро восстановил и через полгода решился первый раз в жизни выступить по телевидению, причём в чужой, отнюдь не дружественной нам стране на чужом языке.
В ДВУХ ЗНАМЕНИТЫХ МОСКОВСКИХ ШКОЛАХ БЫЛ ОДИН И ТОТ ЖЕ ДИРЕКТОР. Ч.1
В ДВУХ ЗНАМЕНИТЫХ МОСКОВСКИХ ШКОЛАХ БЫЛ ОДИН И ТОТ ЖЕ ДИРЕКТОР. Ч.2
В ДВУХ ЗНАМЕНИТЫХ МОСКОВСКИХ ШКОЛАХ БЫЛ ОДИН И ТОТ ЖЕ ДИРЕКТОР. Ч.4
__________________
⇒ ПРЕСС-ПОРТРЕТ
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ПАЛЛАДИН
Потомственный журналист, ветеран отечественной журналистики и PR. В 1973-1986 гг. работал собкором в Канаде, а потом в США. Печатался в «Известиях», «Неделе», «Комсомольской правде», «Советской культуре», «Литературной газете» того времени, «Советской России», «За рубежом», «Советском спорте», «Крокодиле», «Литературной России» и во многих других изданиях. Лауреат премии «Огонька» за 1983 год. Автор книги «Президент и нищие» (Библиотека «Огонька», 1987 год). В период работы в Северной Америке регулярно участвовал в теле- и радиодебатах с местными политиками, чиновниками, политологами и журналистами.
С ноября 1990-го по декабрь 1991 года работал в Администрации Президента СССР руководителем Службы информации президента. С 1992-го до ухода на пенсию (2016 г.) работал пиарщиком. В качестве главы региональных пресс-служб компаний Intel и Cisco более 20 лет популяризировал и продвигал передовые инфокоммуникационные технологии в России/СНГ.
Оставьте первый комментарий