
4 июня 1922 года вышел первый номер еженедельного иллюстрированного приложения к газете «Рабочий», а с тринадцатого номера приложение получило собственное название — «Крокодил». Инициатором создания журнала и его первым редактором стал старый большевик Константин Еремеев.
Выпуски журнала, главный герой которого — Крокодил (изображался с вилами), были посвящены злободневным темам внутренней и международной жизни. В «Крокодиле» печатались и В. Маяковский, И Зощенко, и Эмиль Кроткий, а так же В. Катаев, И. Ильф и Е. Петров и др. сатирики.
Журнал бичевал вредителей, бракоделов, тунеядцев, недобросовестных работников сферы услуг, в общем, всех, кто мешал строительству светлого будущего. Сатира «Крокодила» не ограничивалась мелкими бытовыми темами. Она отражала события внутренней и внешней политики: от обличений Троцкого, шпионов и врагов народа до американского империализма, колониализма, НАТО и прочих.
7 ФАКТОВ О ЖУРНАЛЕ
1. В апреле 1927 года «Крокодил» подвергся суровой партийной критике. Центральный Комитет партии обязал редакцию в корне «перестроить журнал, повысить идейно-художественный уровень» печатаемых материалов и превратить его в орган, «обслуживающий политически зрелые слои рабочих». Редакция взяла под козырек и немедленно превратила издание в самый массовый орган советской сатиры. В 1948 году история повторилась. ЦК поставил конкретные задачи перед «Крокодилом»: обличать расхитителей общественной собственности, рвачей, бюрократов, проявления чванства, угодничества и пошлости.
2. Очень много сделал для популяризации журнала построенный на средства сотрудников и читателей журнала специальный агитационный самолет «Крокодил». Спецкоры летали на нем в самые отдаленные уголки страны.
3. Журнал продолжал выходить даже в годы Великой Отечественной войны. Безусловно, трудности военного времени сказались и на полиграфическом оформлении «Крокодила», и на объеме, и на тираже. Журнал делался силами крошечного коллектива сотрудников и опирался на немногочисленные кадры сатириков, работающих в тылу. Кстати, рубрика «С подлинным скверно» заполнялась выдержками из писем и показаний пленных немецких солдат и офицеров.
4. Из-за ограничений печатной машины полиграфия «Крокодила» была своеобразной. Одна сторона печаталась в четыре краски (то есть была полноцветной), вторая – в две (чёрная и цветная). Машина получила прозвище «крокодилка».
5. Среди сочинений Дмитрия Шостаковича, который был известен своей склонностью к едкой сатире, числится произведение под названием «5 романсов на слова из журнала «Крокодил», тексты которых были заимствованы из популярнейшей рубрики «Нарочно не придумаешь».
6. Максимальный тираж журнала достигал 6,5 миллионов экземпляров. Редакция ежемесячно получала 6-7 тысяч писем читателей!
7. Аналогичные журналы существовали во всех союзных и шести автономных республиках СССР. Например, «Возни»(«Ёжик») в Армянской ССР, «Кипэруш» («Перчик») в Молдавской ССР, «Муштум» («Кулак») в Узбекской ССР, «Ара» («Шмель») в Казахской ССР, «Dadzis» («Репейник») в Латвийской ССР.
Вплоть до начала Перестройки сатира журнала сохраняла жёсткий характер. Это был прорыв, попытки реанимировать журнал или создать что-то подобное, успехом не увенчались.
Признавайтесь! Читали?!)))
Оставьте первый комментарий