УСАДЬБА, КОТОРОЙ НЕТ

Беседа с Вячеславом Нефёдовым в руинах княжеского дворца, помнящего Крылова и Державина.

В январе 2019 года, преодолев более двухсот километров, мы очутились на краю Пензенской области рядом с усадьбой, которой фактически уже нет. Она расположена на холмистом, правом берегу реки Хопёр. За Хопром начинается другой регион России и словно иное время. Главный усадебный дом в селе Зубрилово — настоящий дворец. Он заслуженно занимает место в списке выдающихся памятников дворцово-парковой архитектуры эпохи классицизма. Ансамбль, состоявший из нескольких зданий, начал формироваться в 1780-е гг. Хозяин, князь С. Ф. Голицын, выстроил его предположительно по проекту архитектора И. Е. Старова. С апреля до осени 1797 года здесь жил в качестве домашнего учителя Иван Андреевич Крылов. Предположительно именно здесь им была написана басня «Свинья под дубом». Приезжал в гости к князю и Гавриил Романович Державин.

Этому живописному уголку на стыке трех областей — Пензенской, Тамбовской и Саратовской — не повезло. А вот мне выпала честь посетить эту замечательную некогда усадьбу с кандидатом исторических наук, специалистом по наследию В. Г. Белинского, вице-президентом Фонда содействия развитию русской культуры, членом Союза журналистов РФ Вячеславом Викторовичем Нефёдовым.

В преддверии 250-летия со дня рождения Ивана Андреевича Крылова какие мысли навевает вам сегодняшний пейзаж?

Вячеслав Нефёдов: Он навевает мне мысли об упущенных возможностях. Еще в 30-е годы ХХ столетия чембарский энтузиаст Александр Иванович Храмов с одобрения Надежды Константиновны Крупской открыл в Чембаре (ныне — город Белинский) и в селе Лермонтове (нынешнего Белинского района) музеи «отца русской интеллигенции» В. Г. Белинского и положил начало восстановлению лермонтовской усадьбы Тарханы. Это было непростое время. Пензенской области тогда в нынешнем виде вообще не существовало. Зубриловская усадьба входила в состав саратовских земель. Плюс проблема бездорожья. Асфальт сюда, насколько я помню, был проложен лишь лет 50 назад. А ведь Белинский чудесно отозвался о Крылове: «Народ знает и любит Крылова так же, как Крылов знает и любит народ».

А как Лермонтов относился к великому баснописцу?

Вячеслав Нефёдов: По воспоминаниям А. П. Шан-Гирея, Крылов был упомянут в списке русских авторов, которых Михаил Юрьевич читал еще в подростковом возрасте. Да и цитаты из его басен встречаются в ранних произведениях великого поэта. «Корсар» — басня «Соловей», «Люди и страсти» — «Два голубя», «Рыбьи пляски». В стихотворных повестях зрелого периода Лермонтов интонационно приблизился к разговорной манере Крылова — вспомним лишь «Тамбовскую казначейшу». Однако непосредственного интереса к жанру басни Лермонтов не проявил.

— Находясь в Зубрилове, видишь, что пейзаж здесь уныл, особенно в зимнее время года. В современной деревне Зубрилово минимум жителей. Церковь по-прежнему функционирует, река Хопёр несет свои воды, — а вот усадьба в плачевном состоянии. Кто может помочь восстановить усадьбу? Власть, спонсоры? Народ? И если ее восстановят, будет ли она пользоваться популярностью у творческих людей? 

Вячеслав Нефёдов: Восстановить ее может как правительство РФ, так и бизнесмены, да и сам народ методом «народной стройки». Было бы очень хорошо, чтобы люди знали и помнили историю края, России. В этой усадьбе могли бы ставиться замечательные театральные постановки, сниматься исторические фильмы. Что касается вопроса, будет ли она пользоваться популярностью, — это уже необходимо спросить у самого народа. Вряд ли сейчас в школах что-то об этом рассказывают детям. Видимо, только старшее поколение может вспомнить о ней, да и то таких людей, к сожалению, немного. Главное не в этом — нет смысла ее восстанавливать. Если людей в селе совсем уж мало, то через десяток-другой лет восстановленный дворец рискует оказаться в брошенном населенном пункте.

— С точки зрения культурного наследия каково место этой усадьбы в исторической памяти России?

Вячеслав Нефёдов: Я не эксперт. Могу выразить только свое мнение. К примеру, в книгу А. Ю. Низовского «Самые знаменитые усадьбы России» вошла усадьба «Тарханы», но там нет усадеб семьи Белинских или той же Зубриловки. Безусловно, Зубриловка дорога нам так же, как и разрушенная усадьба Надеждино князя А. Б. Куракина в нынешнем Сердобском районе — сравнительно здесь неподалеку. Помните, как у А. С. Пушкина:

«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»…

Кто хотя бы раз побывал в этой усадьбе, может это представить и почувствовать. Время, когда давались балы, на каретах подъезжали к парадной, юнкера… — вот почему я лично на сегодня считаю, что ее необходимо восстановить…

— С усадьбой ясно, поговорим о Крылове. Как вы считаете, насколько басни Крылова могут изменить современное сознание? И в какую сторону?

Вячеслав Нефёдов: Что касается сознания людей в современной России, то вряд ли. Нам было крепко дано иное воспитание и в другой стране, а что касается молодежи — то из 20, может, один или два скажут, что он написал басню «Ворона и лисица». Не более того. А ведь в Новгороде Великом на памятнике Тысячелетию России есть скульптурные изображения и Крылова, и Державина, и Лермонтова…

— Мог ли 29-летний Крылов не уезжать с князем Голицыным в Зубриловку, а остаться в Петербурге? Каковы были причины его отъезда?

Вячеслав Нефёдов: В том периоде в биографии Крылова остается еще достаточно много неизвестного. Крылов, безусловно, мог остаться в Петербурге. Но скорее всего, в дорогу его могла позвать надежда решить финансовые проблемы.

— Сможет ли Пензенская область восстановить усадьбу и вернуть ей былое величие самостоятельно или же потребуется помощь федерального бюджета или спонсоров?

Вячеслав Нефёдов: На данный момент эта идея из области фантастики. Пензенская область в одиночку восстановить усадьбу явно не может. Но не будем о печальном. Лучше на обратном пути давайте заедем в гости в музей Белинского и в «Тарханы».

Беседу вёл  Антон Хрулёв.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*


шесть + пятнадцать =